И ПРОВЕДЕНИЯ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ внешнего состояния
Этот этап исследования является очень важным и, несмотря на свою кажущуюся простоту, требует от исследователя большого внимания, терпения, глубокого знания конструкции и всех особенностей работы исследуемой авиационной техники.
При проведении анализа внешнего состояния знакомятся с обстоятельствами отказа: где отказ произошел, на земле или в воздухе, — и изучают взаимное расположение деталей.
Изучение самой отказавшей детали (агрегата) начинают прежде всего с ее внешнего осмотра. При этом определяют, есть ли изломы, трещины, следы ударов, царапины и другие внешние повреждения, а также деформации детали.
При обнаружении неисправностей их рассматривают в том состоянии, в каком они были обнаружены после извлечения детали из узла или агрегата. Если на поверхность излома попало масло или грязь, ее следует аккуратно промыть чистым бензином Б-70 или спиртом с применением волосяной щетки. Продукты коррозии с поверхности излома удаляют обработкой 1—2%-ным водным раствором соляной кислоты (для стальных деталей) или слабым раствором щелочи (для алюминиевых деталей).
Осмотр отказавшей детали для установления внешних повреждений производится вначале невооруженным глазом. Минимальный размер дефекта, который может быть обнаружен при визуальном контроле, зависит от характера исследуемой поверхности, уровня яркости и контраста яркостей между деталью и фоном. Глаз достаточно быстро утомляется и острота зрения снижается, поэтому визуальный осмотр является недостаточно точным методом исследования. Ограниченность остроты человеческого зрения компенсируется применением раз-
личного рода оптических устройств, таких, как зеркала, лупы, трубоскопы, микроскопы и др.
Одним из наиболее простых способов контроля недоступных или скрытых поверхностей является осмотр их при помощи зеркал. Зеркальные поверхности должны быть совершенно ‘плоскими и чистыми, так как лишь при этом условии обеспечивается хорошая четкость изображения. При использовании нечетного числа зеркал (в частности, одного) получается «зеркальное» изображение реальной картины. Это обстоятельство всегда следует иметь в виду.
Лупа представляет собой единичную собирательную линзу. Увеличение г,, которое обеспечивает лупа, определяется следующим выражением:
где 25—среднее минимальное расстояние объекта до «нормального» невооруженного глаза, см f — фокусное расстояние линзы, см.
Пользуясь этой формулой, можно рассчитать, что линза с фокусным расстоянием 12,5 см даст двукратное увеличение. Фокусное расстояние простой лупы и ее рабочее расстояние приблизительно одинаковы. Если, например, необходимо осмотреть поверхность детали, расположенную таким образом, что лупа не может быть поднесена к ней ближе чем на 7,5 см} то необходимо использовдть лупу с рабочим расстоянием около 7,5 см. В соответствии с приведенным выше уравнением необходимо применить лупу с трехкратным увеличением.
При исследовании больших поверхностей сначала используют лупу с небольшим увеличением и выявляют г подозрительные места, а затем с большим увеличением. Чтобы максимально использовать возможность лупы, ее всегда следует держать как можно ближе к глазу, так как при этом глаз воспринимает наибольшее количество лучей, а ‘плоскость линзы располагать параллельно плоскости исследуемого объекта.
При необходимости поврежденные места, помимо лупы, могут быть более тщательно исследованы бинокулярным стереоскопическим микроскопом МБС-1 или МБС-2. Этот микроскоп является одним из лучших приборов для изучения поверхностей деталей. Он обеспечи-
вает хороший доступ к осматриваемому объекту и четкое рельефное изображение, а также позволяет быстро менять степень увеличения. Микроскоп дает прямое и объемное изображение рассматриваемого предмета и поэтому очень удобен в работе. Общий вид бинокулярного стереоскопического микроскопа показан на рис. 5.7.
Рис. 5.7. Бинокулярный стереоскопический микроскоп МБС-2 |
Внутренние поверхности трубопроводов, камер, сверлений и некоторых других деталей контролируют при помощи трубоскопов — оптических систем большой точности, в которых используется сложное сочетание линз и призм. Трубоскопы могут быть спроектированы и изготовлены с любым углом зрения, что значительно расширяет возможности их применения.
Изучение поверхности излома и деформации детали является очень важным этапом в установлении причины
отказа или ее поломки. Глубокое изучение характера деформации и поверхности излома разрушенной детали во многих случаях позволяет ясно и отчетливо представить себе весь (иногда довольно сложный) процесс ее разрушения. Во многих случаях изломы и остаточные деформации деталей являются единственными и в достаточной степени объективными свидетелями сложного процесса их разрушения.
Очень часто изучение изломов и деформаций деталей позволяет установить:
— последовательность разрушения деталей конструкции и какая деталь разрушилась первой; .
— вид и характер нагрузок, действовавших на детали в процессе их разрушения, а также направление их приложения;
— качество (в некоторых случаях) материала деталей;
— является ли разрушенная деталь исследуемого
узла причиной или следствием отказа. _
Существует два вида напряжений: нормальные и касательные. В связи с этим различают два основных типа микроскопического разрушения: разрушение от
нормальных (растягивающих) напряжений, которое называют ‘разрушением путем отрыва, и разрушение от касательных напряжений, которое называют разрушением путем среза. При этом под срезом понимают всякое разрушение от касательных напряжений независимо от вида прилагаемых нагрузок.
В большинстве случаев детали работают в условиях сложного нагружения, когда на них одновременно воздействует несколько видов нагрузки. Однако какая-либо из них обычно является более значительной и в конечном итоге определяет вид и характер разрушения.
Согласно существующей классификации изломы деталей по внешним признакам и возможным причинам их возникновения делятся на хрупкие и вязкие.
f